История — самый лучший учитель,
у которого самые плохие ученики.
Индира Ганди
Многие находили итальянский акцент в английской речи очаровательным, забавным или даже волнующим. Многие влюблялись из-за произношения, разреза глаз или же тайн, наполовину вымышленных. Многие стекались в «Вечный город» не потому, как он приоткрывал завесу загадочного или был колыбелью окружающей действительности.
Многие – да, но только не она.
- Культурогенность Древнего Рима для Европы и мира имеет высокую значимость. До сих пор исследование её элементов, сохранившихся в материальных памятниках, особом духовном настрое не устает будоражить умы наших современников, - Александра Эванс обладала феноменальной способностью распространять вокруг себя увлечённость. Будучи по своей природе педантичной и скрупулёзной, она отличалась от других своих коллег пылкостью и живейшим интересом, словно только вчера впервые открыла первую книгу по истории и поняла насколько мир вокруг – интересен и многогранен: - Культурное наследие Древнего Рима не только не погибло, но, кажется, обладает и сейчас своим воздействием на окружающее. Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней, - свой доклад она подготовила за вечер. Написанное она не перечитывала, уверенная в том, что не допустила ни одной тавтологической ошибки, ни пропуска важного факта, ни нарушая порядок слов, ломая тем суть высказанной фразы. Так же она могла повторить всё написанное на восьми листах слово в слово, не сбиваясь ни с ритма, ни с логичности повествования: - Латинский язык на протяжении Средневековья и Нового времени был языком всех образованных людей. Его влияние прослеживается во многих европейских языках и до сих пор именно латынь используется в научной терминологии, особенно в медицине, биологии, юриспруденции, а также в естественных и общественных науках. На основе латинского языка возникла целая группа романских языков, на которых говорят народы значительной части Европы.
Начало своего выступления приглашенный специалист по искусству цивилизаций Древнего мира начала с краткого введения, желая тем самым подогреть интерес и разбудить «клюющих носом» студентов, профессоров и коллег, несших бремя обязательства нахождения в данном лектории.
- Выдающиеся астрономы средневековья - Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоган Кеплер - опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда - стали основой школьного обучения в феодальной Европе.
Александра не желала блеснуть ярче прочих выдающихся умов современности, что объединились в этом зале. Она лишь хотела побудить людские души задавать верные вопросы, искать и находить ответы. Она хотела лишь того, чтобы люди хоть на мгновение задумались чего они достигли и что было фундаментом этих успехов. Или провалов:
- Римское право, одно из наиболее выдающихся достижений, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли и легшее в основу всех систем права западноевропейских государств. Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени.
И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства - религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.
Она читала лекцию на английском, как того потребовали организаторы. Хотя с таким же успехом – или даже большим - она могла бы читать доклад и на итальянском. В таком бы случае, она смогла бы вести диалог со студентами на родном для них языке. Ведь весь секрет успеха публичного выступления состоял в том, чтобы говорить с людьми, а не выступать перед ними. Александре было бы приятно встречаться с большим количеством глаз, в которых бы нашла понимание и осознание, только подними она тему о римских захватах эллинистических государств и о культуре этрусской цивилизации, ставшей прародительницей римских цифр и латинского алфавита.
Дабы не быть голословной, Эванс переключала слайды презентации, что транслировалась с проектора, подключенного к её ноутбуку на экран.
- Завоевание Римом Греции, эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, различными материальными ценностями в Рим в огромном количестве ввозились греческие статуи и картины. Так, сюда были перевезены произведения Скопаса, Праксителя, Дисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров, - слайды сменяют друг друга. Эванс не против была бы рассказать о истории каждой упомянутой статуи, но тогда другим докладчикам не хватит времени: - Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Массовое копирование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях.
Последнее что её хочется и надлежит сказать, так это то, что римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни
общества смогла дополнить греческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской.
Клио согласилась на научную авантюру не только из-за желания привнести вклад в образование. Музу тянуло в Рим. Нечто неведомое протянуло свои руки и рывками зазывало к себе.
Клио – будучи Александрой Эванс – отступила от кафедры, уступая место следующему для выступления и опустилась на своё место. За суетой и навязчивой изматывающей мнительностью, сродни напоминающей манию преследования – человеческое понятие, но столько близкое для богов Эллады, она всё равно собиралась насладиться последующими часами. Находясь подле ученых, воодушевленных и увлекающихся, она всегда находила для себя удовлетворение. Ничем не уступающим тому, что находил любой бог в тех сферах, за которые он отвечал.
В одиночестве на сцене человек всегда прав, если не сравнивать с его прошлыми выступлениями или не сравнивать с нынешней эпохой.
Клио никогда не сравнивала. Нет, не правда. Она пыталась не сравнивать, ведь даже для неё существовала особая каста деятелей. Даже она выбирала для себя «особенных», «самых одаренных» и «любимчиков».
В этом зале они тоже были.
С колоссальным усилием мисс Эванс старалась не смотреть по сторонам выискивая ту особую, свойственную лишь избранным, подобно удару хлыста действующую на тонко чувствующую музу, энергию.
И было что-то ещё. Во всем Риме было нечто неправильное.
- Я - Рэймонд Кларк-Азимов и это здание - моё.
Клио всё-таки оборачивается и с неприкрытым любопытством смотрит на столь бурное вступление к полемике. В следующее же мгновение она хмурится. Необъяснимо, но ей чудится, что они уже некогда встречались. Сродни пресловутому déjà vu.
- Однако, я бы хотел порассуждать с вами о роли истории в жизни человека.
Женщина вскинула бровь. Её пленила формулировка, очень тонкая, очень недвусмысленная. Александра меняет позу, расслабленность сходит на «нет», ведь она подается вслух, куда более осознанный чем минутами ранее. Она закидывает ногу на ногу, подается чуть вперед облокачиваясь на стол локтями, сплетенных в замок рук.
Едва заметно улыбается. Он не первый кто сравнивал историю со сплетнями. Когда происходит столкновение двух культур, проигравший как бы вычеркивается, а победитель начинает писать новые книги по истории, книги, прославляющие его деяния и унижающие побежденного противника. Как однажды сказал Наполеон: «Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить?»
Как бы она не желала обратного, но не в её силах было исправить или переписать переписанное. Клио могла лишь подтолкнуть к тому, чтобы другой человек докопался до истины и её опубликовали.
- … историк изучает не мир физических объектов, независимый от сознания, а мир семантической реальности, созданный разумом, - ей хочется добавить «не сколько разумом, сколько последовательностью случайностей», а были те лишь свободой воли или же шутками богов – значения не имело.
Вмешательство мистера Азимова по всей видимости не было учтено в запланированной программе и теперь никто не представлял, как себя вести в сложившейся ситуации. Дать ему слово или же попросить покинуть сцену? Быть может выключить микрофон? Или же ответить на пару его замечаний в холодной манере, свойственной для ученых, ведь что он мог понимать в этом вопросе, не будучи выдающимся выпускником исторического факультета одной из старейших европейских alma mater?
- Не правда ли, мисс Эванс?
Тихое перешептывание, что Эванс улавливала до этого – стихло. Казалось, что все посетители конференции, будь то ученые или простые слушатели, устремили именно к ней все свои взгляды. Никто не возражал, что в дискус была вовлечена именно она – ей даже почудилось, что кто-то возже благодарно вздохнул – но отчего именно её взгляды на историю удостоились пристального взгляда такого человека как Азимов?
- Но можем ли мы верить в то, о чём не можем с полной уверенностью в наш век обилия лжи? Можем ли пропускать сквозь врата разума домыслы тех, кто хорошо постарался, чтобы стереть деяния проигравших с лица земли?
«В ваших колких замечаниях скрывается… что? Желание оскорбить собравшихся и принизить их заслуги? Или желание пережить миг самолюбования, кириос Азимов?» - думает она одно, но произносит другое:
- В силу своей природы, история для людей - это всегда односторонняя оценка событий, - Александра не торопится вставать и не торопится делать хоть что-нибудь кроме поддержания беседы: - Каждый ученый, будь он историк или нет, знает, что в том многообразии фактов и изобилии информации в XXI веке, никто не обладает ею в полном объёме. Многие издания как печатные, так и электронные размещают полностью или частично недостоверную информацию в погоне за выкупленными тиражами или количеством просмотров. В личных письмах разные люди одной эпохи могли совершенно по-разному излагать факты и события, что влечет за собой иносказательность и неточность. И да… никогда нельзя забывать об умалчивании и искажении из-за идейных соображений, политики нового правителя или смены политического строя, - она знала лишь один источник информации, который «знал», а не «анализировал»: - Потому ответ на Ваш вопрос - нельзя полностью доверять только одному источнику информации, первым попавшимся в Ваши руки. В попытках разобраться в волнующей Вас теме необходимо провести расследование, обращаясь к разному типу первоисточникам: учебникам, монографиям, статьям, докладам, докторским диссертациям, мемуарам и эпистолярной литературе.
Она немного склоняет голову к плечу:
- Вам ли не знать, что вера, как и история, понятие субъективное.
- Подпись автора
ouodcumque retro est